Главная » Статьи » Исследования, проекты

Исследовательская работа как одно из направлений деятельности школьного краеведческого музея.
Исследовательская работа как одно из направлений деятельности школьного краеведческого музея.

(Из опыта работы группы « Поиск» по направлению «Военная история»

В связи празднованием 65 годовщины Великой Победы над фашистской Германией усиливается интерес к истории Великой Отечественной войне. Активно разрабатываются и реализуются школьные краеведческие программы по данной теме. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится создание музеев.
Цель работы – становление исследовательской деятельности учащихся на базе школьного краеведческого музея.
Задачи:
1. Проанализировать работу исторического музея школы, направленную на развитие исследовательской деятельности учащихся.
2. Определить круг факторов, влияющих на успешную исследовательскую деятельность.
3. Показать пути подготовки учащихся к исследовательской деятельности.
Работа школьного музея строится по двум направлениям:
военно-патриотическому и историко-краеведческому.
Формы исследовательской деятельности могут быть различны, в зависимости от потенциала конкретного учащегося. В ходе поисковой работы определяются основные этапы исследовательской деятельности учащихся.
На первом этапе главной целью исследовательской работы является точное, корректное с научной точки зрения, описание какого-либо явления. Эти работы очень важны для дальнейшего накопления исторического материала, которое дает основу для дальнейших обобщений и сравнений имеющими материалами.
На втором и третьем этапе у учащихся появляется возможность проявлять свою творческую активность, так как на данных этапах они могут самостоятельно ставить и решать задачи.
Любое ученическое исследование предполагает наличие основных этапов:
- постановка проблемы;
- изучение теоретического материала, посвященной данной проблематике;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы.
Исследовательский метод обучения находит применение лишь тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, выдвигают гипотезу, определяют способ ее проверки, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают.
Для исследовательской деятельности характерна атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Учащиеся становятся не просто потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
В нашей школе исследовательская деятельность учащихся ведется в основном на базе школьного исторического музея.
Работа над историей родного края опирается на данных научного краеведения. Она требует от учащихся самостоятельного поиска и преследует две цели:
1.педагогическая – приобщение учащихся к исследовательской деятельности, развитие личности учащихся, использование материалов в учебно-воспитательном процессе (сбор экспонатов, оформление экспозиции, проведение в школьном музее экскурсий, лекториев, мероприятий);
2.научная – исследование краеведческого объекта (работа с архивными источниками, научной литературой, выступления на научно-практических конференциях).
Исходя из опыта работы, выдвигаются следующие задачи, чтобы приобщить учащихся школы к исследовательской деятельности:
1.Выявить способных и одаренных школьников.
2.Стимулировать развитие их творческих способностей.
3.Создать условия для реализации ученика как личности.
4.Пропагандировать лучшие достижения учащихся среди сверстников.
5.Прививать и отрабатывать навыки экспериментальной и исследовательской работы по выбранной теме.
6.Совершенствовать работу по дальнейшей профессиональной ориентации учащихся.
При реализации этих задач учим обучающихся:
1.Формулировать проблему и гипотезу исследования.
2.Определить цели и задачи работы
3.Планировать ход своего исследования.
4.Работать с научной литературой, с воспоминаниями и свидетельствами.
5.Обладать культурой устного доклада.
6.Уметь аргументировано доказывать свою позицию.
7.Составлять компьютерную презентацию по теме исследования и работать с нею.
В школе на базе музея проводятся практикумы. Через практические занятия учащиеся углубляют свои знания по истории родного края. Среди исследованных работ можно перечислить следующие темы: «Исчезнувшие памятники истории», «В их судьбе была война», «По следам одного письма».
Одним из главных критериев оценки исследовательской деятельности является наличие личностной позиции ученика к теме исследования, его включенность в процесс работы. Мотивы участия учащихся в исследовательской деятельности разнообразны. Это и заинтересованность, и желание расширить свой кругозор, и определиться с будущей профессией, и желание повысить свой авторитет, необходимость поиска неизвестного перерос во внутреннюю потребность, желание познать мир и себя в этом мире.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся состоит из двух крупных блоков: теоретической и практической. Без получения необходимой подготовки исследовательская работа ученика не может стать научной. Организация исследовательской деятельности учащихся стимулирует развитие их исследовательских умений, повышение уровня самостоятельности, повышает интерес к предмету, способствует успешному выступлению на конференциях.
В перспективе планируем создание школьного научного общества на базе музея, в которое будут привлекаться учащиеся не только с краеведческими исследованиями. Есть успехи. На районной конференций исследовательская работа группы «Поиск» по теме «По следам одного письма…» признана лучшей в районе. Успехи на конференциях, успехи в личных достижениях являются для детей главным успехом становление личности ребенка, который задумывается не только над прошлым, но и о настоящем, и о будущем своего края.
Краткое извлечение из исследовательской деятельности группы «Поиск» на тему: «По следам одного письма…»
Члены группы «Поиск» в форме творческих исследований неоднократно участвовали в очных и заочных республиканских конкурсах с рефератами и презентациями по отдельным темам.
Цель поисковой и исследовательской работы:
– помочь детям увидеть просторы и богатства своей Родины, узнать каким мужеством и отвагой защитили их в годы Великой Отечественной войны. Каким трудом восстановлены эти богатства, прививая уважение и любовь к ратному подвигу наших ветеранов.
История родных мест дорога и близка сердцу каждого человека. Она вокруг нас: в памятниках, обелисках, памятных местах, наконец - в людях. Фотография, документы, живой рассказ участника исторических событий нередко оставляют в памяти и сердце любого человека более глубокий след, чем иная книга или лекция.
Перед группой «Поиск» ставилась общая задача: провести исследование по собранным музейным материалам и экспонатам о боевых сражениях 129 Орловской стрелковой дивизии, его начальнике штаба гвардии полковника П.И.Курсова и его однополчан.
Занимаясь поисковой и научно-исследовательской работой в школьном историческом музее, у детей возникло желание узнать глубже о своем земляке, чье имя носят наши кадетские классы. Изначально группа создалась из небольшой группы школьного научного общества и актива музея. Они решили провести исследование на базе музейных материалов. Принять участие в школьной и районной конференций, а также помочь в дальнейшем расширений экспонатов и экспозиций школьного исторического музея.
Руководителем группы был избран Каменский Евгений, имеющий опыт работы в исследовательской деятельности, как участник республиканского слета и конференций. Его инициативу подхватили активисты музея: Рыбаков Сергей, Алексеев Сергей, Егоров Даниель и другие.
Одной из эффективных форм внеклассной краеведческой деятельности актива музея является школьный музей. Организация музея является результатом многолетней практической деятельности группы «Поиск». Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, спонсоров и администраций школы. Своеобразием музея является то, что большая часть коллекции состоят из подлинных экспонатов. Экспозиция музея расположена в 11 стендах и витринах, поделена на темы и разделы.
Девять разделов раскрывают тему Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Две выставки, посвящены современным локальным войнам.
Особой гордостью музея являются подлинные материалы, собранные в течение пяти лет, непосредственно, с помощью нашего куратора кадетских классов Павла Ильича Курсова. В 2008 году, в честь 100 - летия со дня его рождения историческому музею присвоено его имя.
Участие в поисково- краеведческой работе, создание и оформление музея, знакомство с историческими малоизвестными фактами помогает нам лучше узнать историю своего родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, без чего нельзя сегодня воспитывать у молодежи патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Каковы были формы и методы изучения истории 129 Орловской стрелковой дивизии?
Это организация кружковой работы, подготовка путеводителя, вопросника, изучение , составление исторического маршрутов боевых походов дивизий, переписка с музеями школы № 24 г. Подольска и п.Васильсурск Воротынского района Нижегородской области.
А самое главное - переписка в течение 5 лет Курсовым П.И., проживающего в г. Рига, посещение районного музея, отдела краеведения при центральной библиотеке поселка Морки, встречи со старожилами- ветеранами, местными краеведами д. Кутюк - Энер.
Наибольшую активность в исследовательской деятельности кадеты проявляют, в год 65 годовщины Великой Победы. Они с энтузиазмом изучают музейные материалы, разыскивают знакомых и родственников. Завели переписку с племянником Ю.П.Курсовым, совершают экскурсии и походы на малую родину П.И. Курсова.
Работа с материалами интернета еще больше обогатила нашу работу в части научности и достоверности.
Пример исследования группой «Поиск» одного события, из несколько миллионов - при каких обстоятельствах был смертельно ранен генерал И.Д. Черняховский, т.к. есть разногласия авторами книг и статьей в определении смерти полководца.
Для уточнения достоверного факта мы познакомились с текстом страниц 328-330 книги «Годы и войны» (М., Воениздат, 1980 г.). воспоминаний бывшего командующего 3-ей армией генерала армии (в феврале 1945 г. – генерал – полковник) Александра Васильевича Горбатова. На этих страницах рассказывается об обстановке и обстоятельствах, связанных с тяжелым ранением и смертью командующего 3-им Белорусским фронтом генерала армии И.Д. Черняховского. Вот этот текст автора книги
(с некоторыми сокращениями).
«Утром 17 февраля генерал армии Черняховский вызвал меня к телефону, поздравил с успехом (в связи с захватом городов Вормдит, Мельзак и других), ознакомился с обстановкой и спросил, не отстают ли командиры дивизий и корпусов от боевых порядков и где находится штаб армии. Ответив на его вопросы, я добавил:
- Только что вернулся от Урбановича (генерал-майор В.К. Урбанович – командир 41-го стрелкового корпуса, входившего в состав 3-й армии), он находится от противника в полутора километрах. Из-за систематического артобстрела я с трудом выбрался от него. Остальные командиры корпусов в таком же положении.
- Через два часа я буду у вас, - сказал Черняховский. Учитывая, что он поедет с востока, я предупредил его, что шоссе здесь просматривается противником, обстреливается артогнем, но Черняховский не стал слушать и положил трубку…
(Имея в своем распоряжении два часа, командующий 3-ей армией генерал Горбатов решил уделить это время для посещения 35-го стрелкового корпуса, что и было им сделано).
…Проехав город, я чтобы не опоздать (на встречу с Черняховским), поспешил к развилке шоссе в семистах метрах восточнее городской окраины (г. Мельзака). Не доехав туда метров полтораста я увидел подъезжавший «виллис» и услыхал один выстрел со стороны противника. Как только «виллис» командующего очутился на развилке, раздался единственный разрыв снаряда. Но он был роковым.
Еще не рассеялись дым и пыль после разрыва, как я уже был около остановившейся машины. В ней сидело пять человек: командующий фронтом, его адъютант, шофер и два солдата. Генерал сидел рядом с шофером, он склонился к стеклу и несколько раз повторил: «Ранен смертельно, умираю».
Я знал, что в трех километрах находится медсанбат. Через пять минут генерала смотрели врачи. Он был еще жив и, когда приходил в себя, повторял: «Умираю, умираю». Рана от осколка в груди была действительно смертельной. Вскоре он скончался. Его тело увезли в деревню Хаинрикау. Никто из четвертых не был ране, не была повреждена и машина.
Из штаба 41-го корпуса я донес о случившейся беде в штаб фронта и в Москву. В тот же день к нам прибыл член Военного совета фронта, а на другой день приехали представители следственных властей. Потом тело генерала Черняховского увезли.
Думается, что читателям не потребуется прилагать много усилий, чтобы установить большие различия в трактовках П.И. Курсова и А.В. Горбатова всего того, что связано с тяжелым ранением и смертью генерала армии И.Д. Черняховского.
Например, П.И. Курсов ранение и смерть командующего фронтом датирует числом 18 февраля (что соответствует дате смерти генерала, указанной в БСЭ), а у А.В. Горбатова указывается 17-ое февраля. Что это – опечатка? Возможно.
Далее. В первом случае, у П.И. Курсова, говорится об огневом налете из тяжелых минометров, во втором, у А.В. Горбатова, - об одиночном разрыве артиллерийского снаряда.
Если верить А.В. Горбатову, то никакого посещения генералом Черняховским наблюдательного пункта командира 129-ой сд. Полковника А.А. Украинского вообще не было. По словам же П.И. Курсова, во время посещения генералом Черняховским НП командира 129-ой сд командующего фронтом сопровождал и генерал Горбатов. Однако сам Александр Васильевич в приведенном тексте из книги «Годы и войны» вообще не упоминает ни 129-ю сд, ни 40 стрелковый корпус (командир – генерал-майор В.С. Кузнецов), в состав которого эта дивизия входила. А упомянуть следовало бы, по нашему мнению, хотя бы по той причине, что раненого командующего фронтом, наверное, все же доставили в медсанбат именно 129-й дивизии, где и боролись за спасение жизни генерала Черняховского перечисленные П.И. Курсовым врачи и медицинские сестры.
Невольно напрашиваются вопросы: чем объяснить, что из-под «пера» П.И. Курсова и А.В. Горбатова появились столь несхожие, противоречивые описания одного и того же факта, да и не такого уж малозначительного? Издержками памяти уважаемых авторов, работавших над своими воспоминаниями в пенсионном возрасте? Недостаточной щепетильностью и требовательностью к себе при обработке фактов в расчете на доверчивого, не слишком дотошного читателя? Спешкой и недостатком времени при работе над книгами, когда ознакомиться с другими источниками, освещающимися тот или иной описываемый факт, нет возможности? Или одновременно все эти причины проявили себя в той или иной степени?
Ответить на вопрос: в чьем изложении больше правды при описании обстоятельств ранения и смерти генерала Черняховского – П.И. Курсова или А.В. Горбатова? нам помог «Военно-исторический журнал» и материалы, найденные в Интернете. Еще одну неточность выявленная поисковиками, когда А.В. Горбатов в своей книге допускает вторую ошибку в фамилии комдива 129 Орловской дивизий И.В.Панчука, называет как (Пинчук И.В.)
Много интересного мы узнали из воспоминаний Кондратьева К.Ф. заместителя редактора газеты «Ленинский путь», журналиста Воротынского района Нижегородской области.
В статье газеты « Марийская правда» , он пишет, что в Марийской республике хорошо известно имя Павла Ильича Курсова, уроженца Моркинского района, бывшего в годы войны начальником штаба прославленной 129-й Орловской, Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии. Он вспоминает о Павле Ильиче Курсове, как о человеке интересной судьбы. Приводит примеры из статьи газеты «Красная звезда» от 7 августа 1943 г., что «129-я Орловская стрелковая дивизия, покрыла неувядаемой славой свои боевые знамёна в ожесточённом сражении за Орловский плацдарм». Боевой путь дивизии вошла яркой страницей в историю победоносной борьбы наших войск на Орловском плацдарме».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года 129-я Орловская стрелковая дивизия награждена орденом Красного знамени. За образцовое выполнение боевых заданий в ходе прорыва вражеской обороны на Рожанском плацдарме, севернее Варшавы Президиум Верховного Совета СССР наградила 129-ю Орловскую стрелковую дивизию орденом Кутузова II степени.
После освобождения Белоруссии полковник П.И. Курсов под знаменами дивизии участвовал в боях в Польше, Восточной Пруссии, в самой Германии и закончил войну на Эльбе. В октябре 1945 года Павел Ильич был приглашен в Военную Академию им. Фрунзе, где ему вручили диплом, сказав: «Выпускные экзамены вы выдержали на полях сражений и на «отлично».
Родина высоко оценила его заслуги, наградив орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя Отечественной войны I степени, двумя Красной Звезды и многими медалями. А правительство Польши наградило орденом «Крест храбрых» и медалью «За освобождение Варшавы». Он так же удостоен звания почетного гражданина гор. Белосток.
Прослужив 28 лет в Советской Армии, П.И. Курсов в конце 1958 года вышел в отставку. Жил со своей семьей в столице Латвии в г. Риге, где работал в последнее время сначала начальником штаба гвардейского соединения, а потом начальником объединенных курсов усовершенствования офицерского состава Прибалтийского военного округа.
«На встрече за круглым столом редакции газеты «За Родину» в начале 1984 года П.И. Курсов, как председатель комитета содействия райвоенкомату говорил: Мы, ветераны бываем в школах, трудовых коллективах, совершаем поездки по местам боёв, рассказываем о былых походах и сражениях. П.И. Курсов побывал во многих городах и селениях, где сражалась его родная 129-я стрелковая Орловская дивизия. П.И. Курсов любил писать. Его статьи часто публиковались в газетах Латвии, Марийской АССР, Орловской и других областях, в центральных изданиях. Его книги: «За тебя, крылатый город!», «От Москвы до Эльбы», «Потомкам в наследство», «Победа», отдельные буклеты.
Все эти материалы, письма изучаются детьми, а учителя применяю их в деле воспитания школьников. Он был куратором кадетских классов. Мы получили от него более 20 писем и множество буклетов, фотодокументов. Эти материалы стали первыми экспонатами для начала создания исторического музея. В настоящее время мы уже имеем более 200 экспонатов по данной теме. Все это послужило основой для накопления материалов, оформления альбомов.
С целью изучения исторического прошлого, ведем большую работу по изучению литературы о Великой Отечественной войне, изучаем архивные материалы, встречаемся с родственниками П.И.Курсова, вели переписку с музеем города Подольска и поселка Васильсурск Нижегородской области.
В ответ на наше письмо Хрусталева З. П., заведующая музеем прислала бандероль с материалами. Она подарила музею школы 2 фотографии, буклеты, частные газеты «Эхо глубинки», которые выпускал ее муж Кондратьева К. Ф. и фотографию Героя Советского Союза Ивана Корниенко, которого не доставало в книге «Победа», выпущенного П.И.Курсовым. Посещая музей в д.Кутюк Кинер встречаемся его племянником Юрием Петровичем Курсовым, который подарил музею более 80 фотографии военных лет, связанных нашим земляком.
Совершаем экскурсии в музей Коркатовской средней школы, где руководитель школьного музея Подбойкин В.А. ознакомит школьным музеем и рассказывает много интересного о П.И. Курсове. Об этом записали видео материалы и сдали в музей. Так мы ведем поисковую и исследовательскую работу «По следам одного письма Павла Ильича Курсова» еще с 2002 года!
В нашей школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей. Знание личностных особенностей, бытовых условий, отношений в семье способствует установлению деловых, доброжелательных отношений между педагогами и учащимися, что способствует формированию положительной мотивации учащихся к исследовательской деятельности.
В то же время малочисленность детей в школе создает определенные трудности. Ограничивается круг учащихся, способных заниматься исследовательской деятельностью.
Категория: Исследования, проекты | Добавил: Черемис (10.03.2018)
Просмотров: 133 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 morkish6 • 14:39, 10.03.2018
В перспективе планируем создание школьного научного общества на базе музея, в которое будут привлекаться учащиеся не только с краеведческими
исследованиями. Есть успехи. На районной конференций исследовательская
работа группы «Поиск» по теме «По следам одного письма…» признана лучшей
в районе. Успехи на конференциях, успехи в личных достижениях являются
для детей главным успехом становление личности ребенка, который
задумывается не только над прошлым, но и о настоящем, и о будущем своего
края.
avatar