Главная » Статьи » Поисковая работа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ ИМЕНИ п.и.кУРСОВА - ИВАНОВА КРИСТИНА И АПАЙКИНА МАГДАЛИНА

Тема выступления: Деятельность школьного исторического музея имени Павла Ильича Курсова.

Актуальность моего выступления:

В связи приближением 75-летней годовщины Великой Победы над фашистской Германией в отдельно взятых сражениях усиливается интерес к истории Великой Отечественной войне.

Цель: ознакомить участников конкурса «Дети музея», с историческим музеем школы имени Павла Ильича Курсова, с интересными экспозициями, собранными обучающимися нашей школы.

Задачи моего выступления:

Рассказать об историческом музее школы имени Павла Ильича Курсова и показать формы и методы работы группы «Поиск» в исследовательской деятельности.

Одной из эффективных форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся - школьный музей.

Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, спонсоров и администраций школы.

Основа музея создана в 2003 году. В 2005 году ему был официально присвоен статус «Школьный исторический музей» с присвоением свидетельства.

Главной целью работы группы «Поиск» является точное, корректное с научной точки зрения изучение конкретной темы.

Исследовательская деятельность в музее – это деятельность, связанная с решением творческих задач. В ходе поисковой работы определяются основные этапы:

На первом этапе главной целью исследовательской работы стало точное описание исторических событий, связанных судьбой П.И. Курсова и 129 Орловской стрелковой дивизий.

На втором этапе уже проявилась творческая активность каждого члена группы «Поиск». На данном этапе мы самостоятельно решали поставленные задачи перед нами и наше исследование проходило несколько этапов:

- изучение теоретического материала, посвященной данной теме;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

- собственные выводы.

В этом году исполняется 15 лет музею Боевой Славы 129-ой Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии.

В 2005 году историко-краеведческому музею Моркинской средней общеобразовательной школе за большую поисково-исследовательскую было присвоено звание "Школьный музей".

Активная деятельность по развитию школьного музея, массовому привлечению учащихся к его работе, началась в 2010 г., а в 2017 г. был запущен проект "Школьный музей как центр патриотического воспитания".

Автором проекта стали группа "Поиск" вместе с руководителем музея.

Цель исследования экспериментальная проверка результативности модели патриотического воспитания учащихся средствами педагогики школьного музея в истории малой Родины.

Объект исследования: экспонаты школьного музея Боевой Славы, как средство патриотического воспитания школьников.

Выполняя проект, ставим своей целью через систему краеведческой работы воспитать в будущем граждан России:

1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к малой Родине, гордости за её прошлое, стремления участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.

2. Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, умение создавать компьютерные презентаций.

Задачи проекта:

-воспитание чувства гражданственности и патриотизма, повышение роли патриотического воспитания школьников;

-развитие способностей к творчеству, привлечение школьников к поисково-исследовательской работе.

-формирование интереса к изучению Отечественной истории с помощью наглядного материала;

-предоставление возможности учащимся подготовиться к выбору будущей профессии - экскурсовод и т.п.

Задачи исследования:

1. Оценить состояние образовательного пространства музея с позиций возможности превращения его в центр патриотического воспитания школьников.

2.Разработать модель патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и проверить ее результативность в исследовательской работе.

3.Внедрить в деятельность музея проектно - исследовательские технологии. Включение учащихся в проектно- исследовательскую деятельность в процессе приобщения их к историческим ценностям;

4. Создание кружка для учащихся «Моя презентация»

5.Использование интерактивных методов воспитания патриотизма школьников в музее (диалог, дискуссия, игра, проект, тренинг);

6.. Создание сайта Музея.

В школьном музее ведутся исследования и занятия кружковой работы.

В поисках краеведческих материалов мы посещаем районный музей, отдел краеведения при центральной библиотеке поселка Морки.

Встречи с ветеранами и поиск материалов в Интернете нам дают новые сведения и материалы для музея.

Музей зала Боевой Славы являются образовательной средой для творческого саморазвития как для обучающихся, так и для педагогов.

На базе школьного музея проводятся выставки и конференция по краеведению, проводятся открытые уроки, экскурсия и проведены районные и межрайонный семинары.

О работе группы «Поиск» , в которую я посещаю.

В этом учебном году перед нами поставлена общая задача:

изучить Боевой путь 129 Орловской стрелковой дивизии, о его начальнике штаба, гвардии полковника П.И.Курсова.

Особой гордостью музея являются подлинные материалы нашего куратора кадетских классов Павла Ильича Курсова. В честь 100 - летия со дня его рождения музею присвоено его имя.

Своеобразием музея является то, что он создавался с поддержки самого П.И. Курсова при его жизни. Большая часть коллекции состоят из подлинных экспонатов, которые были присланы из г.Риги.

  • музее размещена летопись школьной краеведческой работы в альбомах, газетных публикациях, фотоматериалах. нем имеются более 200 писем и множество буклетов, фотодокументов от Павла Ильича Курсова.

Эти материалы стали основой для начала создания исторического музея. Все разделы экспозиций имеют сопроводительные и пояснительные тексты. Экспозиция музея расположены в 6 витринах и поделена на 8 тем и разделов. Шесть разделов раскрывают тему Великой Отечественной войны 1941 -1945 годы. Два раздела посвящены участникам Афганской и Чеченской локальных войн. Витрины размещены таким образом, что каждый раздел посвящен определенной исторической теме и дате.

Отдельно выделены разделы экспозиции по Великой Отечественной войне, связанные П.И. Курсовым и 129 Орловской Краснознаменной стрелковой дивизией.Рассказывается об Орловских дивизиях. Особое внимание уделено боевому пути 129-й, 5-й стрелковых дивизий, которые получили почетное наименование Орловских в ходе Курской битве.

С целью изучения истории войны в прошлом ведем большую работу по изучению литературы о Великой Отечественной войне, изучаем архивные материалы.

Встречаемся с родственниками П.И.Курсова, вели переписку с музеем города Подольска и поселка Васильсурск Нижегородской области.

В ответ на наше письмо Хрусталева Зоя Петровна, заведующая музеем п. Васильсурск прислала бандероль с материалами. Она подарила музею школы 2 фотографии, буклеты, газеты «Эхо глубинки» и фотографию Героя Советского Союза Ивана Корниенко.

Посетив музей в д.Кутюк Кинер встречались его племянником Юрием Петровичем Курсовым, который подарил музею более 80 фотографии военных лет, связанных нашим земляком.

Посетили музей Коркатовской средней школы, где много интересного узнали о П.И. Курсове. Сделали видеозапись, оформили альбом и сдали в музей.

Что мы узнали о П.И. Курсове и его однополчан в нашем историческом музее?

Прослужив 28 лет в Советской Армии, П.И. Курсов в конце 1958 года вышел в отставку. Жил со своей семьей в столице Латвии в г. Риге, где работал в последнее время сначала начальником штаба гвардейского соединения, а потом начальником объединенных курсов усовершенствования офицерского состава Прибалтийского военного округа.

П.И. Курсов любил писать и вспоминать.

Его статьи часто публиковались в газетах Латвии, Марийской АССР, Орловской и других областях, в центральных изданиях. Изданы его книги: «За тебя, крылатый город!», «От Москвы до Эльбы», «Потомкам в наследство», «Победа», которые имеются в школьном историческом музее.

Сегодня поиск материалов ведем уже в Интернете.

Много интересного мы узнали из воспоминаний заместителя редактора газеты «Ленинский путь», журналиста Воротынского района Нижегородской области. Из статьи газеты « Марийская правда» 1978 года, автором которого является К.Ф.Кондратьев – мы узнали об однополчанине П.И.Курсове.

Музей зала Боевой Славы принимал активное участие на Республиканском смотре-конкурсе музеев, залов и экспозиций, посвященные к 60 – 70 летииям Победы в Великой Отечественной войне. В 2010 году стал лауреатом, заняли второе почетное место и награжден дипломом Министерства образования республики Марий Эл. В 2017 году признан победителем по Приволжскому Федеральному округу.

Результаты внеклассной деятельности также освещались по республиканскому радио, телевидению и размещены в Интернете.

Заключение - Музейные материалы, находящиеся в школьном музее нами изучены еще не до конца.

Посещая в музей, встречи с руководителем и активом музея, работая с экспонатами, документами, включаешься в настоящую интересную краеведческую работу.

В целом, в ходе работы практикумов, учащиеся получают теоретические навыки исследовательской работы, отработанные на практике.

Таким образом, краеведческая деятельность на базе школьного музея у обучающихся формирует начало исследовательских умений, повышение уровня самостоятельности, повышает интерес к предмету.

Главная задача, которую ставим перед собой школьники и руководство музея - воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своему Отечеству, к своей истории.

Литература (представляется Жюри)

1.Кондратьев К.Ф.статья « Слово о моем командире», «Марийская правда» 1978г.

2. Кондратьев К.Ф. Газета « Эхо глубинки», статья « Между Днепром и Друтью», 1994 г.

3.Мемуары и книги П.И.Курсова :

«Победа», « Потомкам в наследство», « За тебя, крылатый город!»,

«От Москвы до Эльбы», « Парень от сохи».

4. Многочисленные письма, буклеты, исторические карты.

5. Встречи и воспоминание ветеранов и очевидцев Курсовых.

 

Категория: Поисковая работа | Добавил: morkish6 (02.04.2018)
Просмотров: 119 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
avatar