Главная » Статьи » Поисковая работа |
Тема выступления: Деятельность школьного исторического музея имени Павла Ильича Курсова. Актуальность моего выступления: В связи приближением 75-летней годовщины Великой Победы над фашистской Германией в отдельно взятых сражениях усиливается интерес к истории Великой Отечественной войне. Цель: ознакомить участников конкурса «Дети музея», с историческим музеем школы имени Павла Ильича Курсова, с интересными экспозициями, собранными обучающимися нашей школы. Задачи моего выступления: Рассказать об историческом музее школы имени Павла Ильича Курсова и показать формы и методы работы группы «Поиск» в исследовательской деятельности. Одной из эффективных форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся - школьный музей. Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, спонсоров и администраций школы. Основа музея создана в 2003 году. В 2005 году ему был официально присвоен статус «Школьный исторический музей» с присвоением свидетельства. Главной целью работы группы «Поиск» является точное, корректное с научной точки зрения изучение конкретной темы. Исследовательская деятельность в музее – это деятельность, связанная с решением творческих задач. В ходе поисковой работы определяются основные этапы: На первом этапе главной целью исследовательской работы стало точное описание исторических событий, связанных судьбой П.И. Курсова и 129 Орловской стрелковой дивизий. На втором этапе уже проявилась творческая активность каждого члена группы «Поиск». На данном этапе мы самостоятельно решали поставленные задачи перед нами и наше исследование проходило несколько этапов: - изучение теоретического материала, посвященной данной теме; - сбор собственного материала, его анализ и обобщение; - собственные выводы. В этом году исполняется 15 лет музею Боевой Славы 129-ой Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии. В 2005 году историко-краеведческому музею Моркинской средней общеобразовательной школе за большую поисково-исследовательскую было присвоено звание "Школьный музей". Активная деятельность по развитию школьного музея, массовому привлечению учащихся к его работе, началась в 2010 г., а в 2017 г. был запущен проект "Школьный музей как центр патриотического воспитания". Автором проекта стали группа "Поиск" вместе с руководителем музея. Цель исследования экспериментальная проверка результативности модели патриотического воспитания учащихся средствами педагогики школьного музея в истории малой Родины. Объект исследования: экспонаты школьного музея Боевой Славы, как средство патриотического воспитания школьников. Выполняя проект, ставим своей целью через систему краеведческой работы воспитать в будущем граждан России: 1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к малой Родине, гордости за её прошлое, стремления участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества. 2. Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, умение создавать компьютерные презентаций. Задачи проекта: -воспитание чувства гражданственности и патриотизма, повышение роли патриотического воспитания школьников; -развитие способностей к творчеству, привлечение школьников к поисково-исследовательской работе. -формирование интереса к изучению Отечественной истории с помощью наглядного материала; -предоставление возможности учащимся подготовиться к выбору будущей профессии - экскурсовод и т.п. Задачи исследования: 1. Оценить состояние образовательного пространства музея с позиций возможности превращения его в центр патриотического воспитания школьников. 2.Разработать модель патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и проверить ее результативность в исследовательской работе. 3.Внедрить в деятельность музея проектно - исследовательские технологии. Включение учащихся в проектно- исследовательскую деятельность в процессе приобщения их к историческим ценностям; 4. Создание кружка для учащихся «Моя презентация» 5.Использование интерактивных методов воспитания патриотизма школьников в музее (диалог, дискуссия, игра, проект, тренинг); 6.. Создание сайта Музея. В школьном музее ведутся исследования и занятия кружковой работы. В поисках краеведческих материалов мы посещаем районный музей, отдел краеведения при центральной библиотеке поселка Морки. Встречи с ветеранами и поиск материалов в Интернете нам дают новые сведения и материалы для музея. Музей зала Боевой Славы являются образовательной средой для творческого саморазвития как для обучающихся, так и для педагогов. На базе школьного музея проводятся выставки и конференция по краеведению, проводятся открытые уроки, экскурсия и проведены районные и межрайонный семинары. О работе группы «Поиск» , в которую я посещаю. В этом учебном году перед нами поставлена общая задача: изучить Боевой путь 129 Орловской стрелковой дивизии, о его начальнике штаба, гвардии полковника П.И.Курсова. Особой гордостью музея являются подлинные материалы нашего куратора кадетских классов Павла Ильича Курсова. В честь 100 - летия со дня его рождения музею присвоено его имя. Своеобразием музея является то, что он создавался с поддержки самого П.И. Курсова при его жизни. Большая часть коллекции состоят из подлинных экспонатов, которые были присланы из г.Риги.
Эти материалы стали основой для начала создания исторического музея. Все разделы экспозиций имеют сопроводительные и пояснительные тексты. Экспозиция музея расположены в 6 витринах и поделена на 8 тем и разделов. Шесть разделов раскрывают тему Великой Отечественной войны 1941 -1945 годы. Два раздела посвящены участникам Афганской и Чеченской локальных войн. Витрины размещены таким образом, что каждый раздел посвящен определенной исторической теме и дате. Отдельно выделены разделы экспозиции по Великой Отечественной войне, связанные П.И. Курсовым и 129 Орловской Краснознаменной стрелковой дивизией.Рассказывается об Орловских дивизиях. Особое внимание уделено боевому пути 129-й, 5-й стрелковых дивизий, которые получили почетное наименование Орловских в ходе Курской битве. С целью изучения истории войны в прошлом ведем большую работу по изучению литературы о Великой Отечественной войне, изучаем архивные материалы. Встречаемся с родственниками П.И.Курсова, вели переписку с музеем города Подольска и поселка Васильсурск Нижегородской области. В ответ на наше письмо Хрусталева Зоя Петровна, заведующая музеем п. Васильсурск прислала бандероль с материалами. Она подарила музею школы 2 фотографии, буклеты, газеты «Эхо глубинки» и фотографию Героя Советского Союза Ивана Корниенко. Посетив музей в д.Кутюк Кинер встречались его племянником Юрием Петровичем Курсовым, который подарил музею более 80 фотографии военных лет, связанных нашим земляком. Посетили музей Коркатовской средней школы, где много интересного узнали о П.И. Курсове. Сделали видеозапись, оформили альбом и сдали в музей. Что мы узнали о П.И. Курсове и его однополчан в нашем историческом музее? Прослужив 28 лет в Советской Армии, П.И. Курсов в конце 1958 года вышел в отставку. Жил со своей семьей в столице Латвии в г. Риге, где работал в последнее время сначала начальником штаба гвардейского соединения, а потом начальником объединенных курсов усовершенствования офицерского состава Прибалтийского военного округа. П.И. Курсов любил писать и вспоминать. Его статьи часто публиковались в газетах Латвии, Марийской АССР, Орловской и других областях, в центральных изданиях. Изданы его книги: «За тебя, крылатый город!», «От Москвы до Эльбы», «Потомкам в наследство», «Победа», которые имеются в школьном историческом музее. Сегодня поиск материалов ведем уже в Интернете. Много интересного мы узнали из воспоминаний заместителя редактора газеты «Ленинский путь», журналиста Воротынского района Нижегородской области. Из статьи газеты « Марийская правда» 1978 года, автором которого является К.Ф.Кондратьев – мы узнали об однополчанине П.И.Курсове. Музей зала Боевой Славы принимал активное участие на Республиканском смотре-конкурсе музеев, залов и экспозиций, посвященные к 60 – 70 летииям Победы в Великой Отечественной войне. В 2010 году стал лауреатом, заняли второе почетное место и награжден дипломом Министерства образования республики Марий Эл. В 2017 году признан победителем по Приволжскому Федеральному округу. Результаты внеклассной деятельности также освещались по республиканскому радио, телевидению и размещены в Интернете. Заключение - Музейные материалы, находящиеся в школьном музее нами изучены еще не до конца. Посещая в музей, встречи с руководителем и активом музея, работая с экспонатами, документами, включаешься в настоящую интересную краеведческую работу. В целом, в ходе работы практикумов, учащиеся получают теоретические навыки исследовательской работы, отработанные на практике. Таким образом, краеведческая деятельность на базе школьного музея у обучающихся формирует начало исследовательских умений, повышение уровня самостоятельности, повышает интерес к предмету. Главная задача, которую ставим перед собой школьники и руководство музея - воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своему Отечеству, к своей истории. Литература (представляется Жюри) 1.Кондратьев К.Ф.статья « Слово о моем командире», «Марийская правда» 1978г. 2. Кондратьев К.Ф. Газета « Эхо глубинки», статья « Между Днепром и Друтью», 1994 г. 3.Мемуары и книги П.И.Курсова : «Победа», « Потомкам в наследство», « За тебя, крылатый город!», «От Москвы до Эльбы», « Парень от сохи». 4. Многочисленные письма, буклеты, исторические карты. 5. Встречи и воспоминание ветеранов и очевидцев Курсовых.
| |
Просмотров: 119 | |
Всего комментариев: 0 | |