Главная » Статьи » Исследования, проекты |
Деятельность школьного исторического музея имени Павла Ильича Курсова.
Деятельность школьного исторического музея имени Павла Ильича Курсова. В связи приближением 75-летней годовщины Великой Победы над фашистской Германией активизируется и проявляется интерес к истории Великой Отечественной войне. Цель: ознакомить организаторов конкурса с историческим музеем зала Боевой славы школы имени Павла Ильича Курсова, с проектом развития, интересными экспонатами, собранными обучающимися нашей школы. Задачи: Рассказать о формах и методах работы группы «Поиск» в исследовательской деятельности. Одной из эффективных форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся - школьный музей. Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, спонсоров и администраций школы. Основа музея создана еще в 2003 году. В 2005 году музею был официально присвоен статус «Школьный исторический музей» с присвоением свидетельства. В 2010 г. наш музей стал лауреатом Республиканского конкурса и занял почетное 2 место. В 2011 году музею присвоено имя нашего куратора П.И.Курсова. К 70 летию Великой Победы в проекте «Победа» стал призером конкурса и выдвинут для участия в Приволжский федеральный округ в номинации «Лучшие музейные экспозиции, посвященные истории Великой Отечественной войне» Главной целью работы группы «Поиск» является точное, корректное с научной точки зрения изучение конкретной темы. Исследовательская деятельность в музее – это деятельность, связанная с решением творческих задач. В школьном музее ведутся исследования и занятия кружковой работы. В ходе поисковой работы определяются основные этапы: На первом этапе исследовательской работы стало описание исторических событий, связанных судьбой П.И. Курсова и 129 Орловской стрелковой дивизий. На втором этапе уже проявилась творческая активность каждого члена группы «Поиск» в созданий музея и зала Боевой славы. Наше исследование проходило несколько этапов: - изучение теоретического материала, посвященной данной теме; - сбор собственного материала, его анализ и обобщение; - собственные выводы. В поисках краеведческих материалов мы посещаем районный музей, отдел краеведения при центральной библиотеке поселка Морки. Встречи с ветеранами и поиск материалов в Интернете нам дают новые сведения и материалы для музея. Музей и зал Боевой славы являются образовательной средой для творческого саморазвития как для обучающихся, так и для педагогов. На базе школьного музея проводятся выставки и конференция по краеведению, проводятся открытые уроки, экскурсия и проведены районные и межрайонный семинары. О работе группы «Поиск», в которую я посещаю. В этом учебном году перед нами поставлена общая задача: изучить Боевой путь 129 Орловской стрелковой дивизии, о его начальнике штаба, гвардии полковника П.И.Курсова. Особой гордостью музея являются подлинные материалы нашего куратора кадетских классов Павла Ильича Курсова. В честь 100 - летия со дня его рождения музею присвоено его имя. Своеобразием музея является то, что он создавался с поддержки самого П.И. Курсова при его жизни. Большая часть коллекции состоят из подлинных экспонатов, которые были присланы из г.Риги. В музее размещена летопись школьной краеведческой работы в альбомах, газетных публикациях, фотоматериалах. В нем имеются более 20 писем и множество буклетов, более 90 фотодокументов от Павла Ильича Курсова. Эти материалы первоначально стали основой для начала создания исторического музея. В настоящее время мы имеем более 200 экспонатов по данной теме. Все разделы экспозиций имеют сопроводительные и пояснительные тексты. Экспозиция музея расположены в 6 витринах и поделена на 8 тем и разделов. Шесть разделов раскрывают тему Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годы. Два раздела посвящены участникам Афганской и Чеченской локальных войн. Одна витрина посвящена «Вахте памяти» поискового отряда «Демос». Стенды в зале Боевой славы: 1. Штандарты, символы Вооруженных сил Российской Федерации. 2.Портреты полководцев – военноначальников. 3.Медали и ордена РФ. 4.Уголок Защитника Отечества. 5.Стрелковые оружия и военная техника современных сил Российской Федерации. 6.Военная присяга. 7. Виды и рода войск. Военная техника. 8.Дни воинской Славы. 9.Символы России. Оформление в музее: -Выставка истории Великой Отечественной войны» по этапное 1941 – 1945г. - Герои города, Герои Великой Отечественной войны. - П.И.Курсов - сын марийского народа. - Дни воинской славы, Поисковая работа группы «Демос», «Вахта памяти». - Герои необъявленной войны. - Краеведческие материалы в музее на темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Герои необъявленной войны», «В их судьбе была война», «Исторические события 129 Орловской СД, в лице начальника штаба П.И.Курсова, «Дети войны», «Тыл фронту» и т.д. Витрины размещены таким образом, что каждый раздел посвящен определенной исторической теме и дате. Отдельно выделены разделы экспозиции по Великой Отечественной войне, связанные П.И. Курсовым и 129 Орловской Краснознаменной стрелковой дивизией. Рассказывается об Орловских дивизиях. Особое внимание уделено боевому пути 129-й, 5-й стрелковых дивизий, которые получили почетное наименование Орловских в ходе Курской битве. С целью изучения истории войны в прошлом ведем большую работу по изучению литературы о Великой Отечественной войне, изучаем архивные материалы. Встречаемся с родственниками П.И.Курсова, вели переписку с музеем города Подольска и поселка Васильсурск Нижегородской области. В ответ на наше письмо Хрусталева Зоя Петровна, заведующая музеем п. Васильсурск прислала бандероль с материалами. Она подарила музею школы 2 фотографии, буклеты, газеты «Эхо глубинки» и фотографию Героя Советского Союза Ивана Корниенко. Посетив музей в д.Кутюк Кинер встречались его племянником Юрием Петровичем Курсовым, который подарил музею более 80 фотографии военных лет, связанных нашим земляком. Посетили музей Коркатовской средней школы, где много интересного узнали о П.И. Курсове. Сделали видеозапись, оформили альбом и сдали в музей. Что мы узнали о П.И. Курсове и его однополчан в нашем историческом музее? Прослужив 28 лет в Советской Армии, П.И. Курсов в конце 1958 года вышел в отставку. Жил со своей семьей в столице Латвии в г. Риге, где работал в последнее время сначала начальником штаба гвардейского соединения, а потом начальником объединенных курсов усовершенствования офицерского состава Прибалтийского военного округа. П.И. Курсов любил писать и вспоминать. Его статьи часто публиковались в газетах Латвии, Марийской АССР, Орловской и других областях, в центральных изданиях. Изданы его книги: «За тебя, крылатый город!», «От Москвы до Эльбы», «Потомкам в наследство», «Победа», которые имеются в школьном историческом музее. Сегодня поиск материалов ведем уже в Интернете. Много интересного мы узнали из воспоминаний заместителя редактора газеты «Ленинский путь», журналиста Воротынского района Нижегородской области. Из статьи газеты « Марийская правда» 1978 года, автором которого является К.Ф.Кондратьев – об однополчанине П.И.Курсове. Музей зала Боевой славы принимал активное участие на Республиканском смотре-конкурсе музеев, залов и экспозиций, посвященные к 60 и 65-летииям Победы в Великой Отечественной войне. В 2010 году заняли второе почетное место и награжден дипломом Министерства образования республики Марий Эл. А в 2010 году вновь прошли освидетельствование Министерством образования и науки Российской Федерации №14.032 Результаты внеклассной деятельности также освещались по республиканскому радио, телевидению и размещены в Интернете. Заключение - Музейные материалы, находящиеся в школьном музее нами изучены еще не до конца. Посещая в музей, встречи с руководителем и активом музея, работая с экспонатами, документами, включаешься в настоящую интересную краеведческую работу. В целом, в ходе работы практикумов, учащиеся получают теоретические навыки исследовательской работы, отработанные на практике. Таким образом, краеведческая деятельность на базе школьного музея у обучающихся формирует начало исследовательских умений, повышение уровня самостоятельности, повышает интерес к предмету. Главная задача, которую ставим перед собой школьники и руководство музея - воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своему Отечеству, к своей истории. Зал Боевой Славы несёт собой положительное влияние в воспитании подрастающего поколения, становится основой жизненной позиции многих юнармейцев. Литература: 1.Кондратьев К.Ф.статья « Слово о моем командире», «Марийская правда» 1978г. 2. Кондратьев К.Ф. Газета « Эхо глубинки», статья « Между Днепром и Друтью», 1994 г. 3.Мемуары и книги П.И.Курсова : «Победа», « Потомкам в наследство», « За тебя, крылатый город!», «От Москвы до Эльбы», « Парень от сохи». 4. Многочисленные письма, буклеты, исторические карты. 5. Встречи и воспоминания ветеранов и очевидцев Курсова П.И.. | |
Просмотров: 78 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |