Главная » Статьи » Поисковая работа |
«История малой Родины сквозь призму школьного музея» Введение. В этом году исполняется 15 лет музею Боевой Славы 129-ой Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии. В 2005 году историко-краеведческому музею Моркинской средней общеобразовательной школе за большую поисково-исследовательскую было присвоено звание "Школьный музей". Активная деятельность по развитию школьного музея, массовому привлечению учащихся к его работе, началась в 2010 г., а в 2017 г. был запущен проект "Школьный музей как центр патриотического воспитания". Автором проекта стали группа "Поиск" вместе с руководителем музея. Цель исследования экспериментальная проверка результативности модели патриотического воспитания учащихся средствами педагогики школьного музея в истории малой Родины. Объект исследования: экспонаты школьного музея Боевой Славы, как средство патриотического воспитания школьников. Выполняя проект, ставим своей целью через систему краеведческой работы воспитать в будущем граждан России: 1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к малой Родине, гордости за её прошлое, стремления участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества. 2. Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, умение создавать компьютерные презентаций. Задачи проекта: -воспитание чувства гражданственности и патриотизма, повышение роли патриотического воспитания школьников; -развитие способностей к творчеству, привлечение школьников к поисково-исследовательской работе. -формирование интереса к изучению Отечественной истории с помощью наглядного материала; -предоставление возможности учащимся подготовиться к выбору будущей профессии - экскурсовод и т.п. Задачи исследования: 1. Оценить состояние образовательного пространства музея с позиций возможности превращения его в центр патриотического воспитания школьников. 2.Разработать модель патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и проверить ее результативность в исследовательской работе. 3.Внедрить в деятельность музея проектно - исследовательские технологии. Включение учащихся в проектно- исследовательскую деятельность в процессе приобщения их к историческим ценностям; 4. Создание кружка для учащихся «Моя презентация» 5.Использование интерактивных методов воспитания патриотизма школьников в музее (диалог, дискуссия, игра, проект, тренинг); 6.. Создание сайта Музея. Практическая деятельность активом музея, через теоретических часов кружка «Я - Патриот» : - выявлены и обоснованы проблемы патриотического воспитания учащихся в современных социально- экономических условиях, уточнены сущность понятий «патриотическое воспитание», «патриотизм». - Выявлены и обоснованы возможности превращения Музея Боевой Славы в центр патриотического воспитания. -Разработана модель патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и доказана ее результативность в опытно-экспериментальной работе. -Разработано методическое обеспечение процесса патриотического воспитания средствами школьного музея. Сегодня исторический музей зал Боевой славы имени П.И. Курсова стал центром патриотического воспитания школьников, что значительно повысило интерес детей к истории. Участие в поисковой работе, создание и оформление музея, знакомство с историческими малоизвестными фактами помогает нам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Для дальнейшего продолжения приобщения учащихся к научно – исследовательской работе и достижения новых высоких результатов, необходима материальная поддержка. Поэтому мы решили принять участие в смотре-конкурсе на лучший школьный музей Боевой Славы, организованной Российским военно- историческим обществом. На конкурс принимались проекты, с развитием школьного музея Боевой Славы. посвященные Великой Отечественной войне. Здесь оценивался комплекс мероприятий по совершенствованию форм идейно-патриотической работы с детьми школьного возраста, имеющие социально значимые результаты и реализуемые в определенный период времени. По итогам конкурса 2017 году наш проект был признан лучшим в Приволжском Федеральном округе, с выделением 50 тысячи рублей. В начале 2018 года в конкурсе Проектов на тему «Школьный музей как центр патриотического воспитания» активная участница школьного музея Кучерова Виктория выиграла грант 150 тысячи рублей для дальнейшего укрепления, улучшения возможности на базе школьного исторического музея и проведения намеченных мероприятий. В работе школьного музея значительное место отводится внеклассной деятельности, где обучающиеся привлекаются к научно – исследовательской работе через краеведение. Важнейшим побудительным мотивом в организации кружковой работы стало увлечение туризмом, участие в многочисленных соревнованиях и походах, желание руководителя заинтересовать обучающихся романтикой туризма и краеведческих исследований, расширить их кругозор. Желание детей знать больше и глубже историю своего родного края привело к созданию кружка «Поиск». На занятиях выполняются поставленные цели: постоянно изучать историю малой Родины, участвовать в туристических походах, заниматься научно-исследовательской и поисковой работой, помочь в создании школьного музея. Намеченные наиболее близкие и конкретные задачи выполняются через изучения основы краеведения, посещения исторических памятников, выполнения акции «Дорога к Обелиску». Основной целью увлечь поисковиков общественно-полезной деятельностью посредством приобщения к участию изучения состояния памятников и обелисков на территорий района. Построить в школе стелу 10 Героям Беслана «Вымпел» и «Альфа». На сегодня данная задача выполнена. Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, спонсоров и администраций школы. За время работы музея было проведено свыше 850 экскурсий, количество посетителей превышает 1900 человек. Участие в поисково-исследовательской работе, знакомство с историческими малоизвестными фактами помогает школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Об эффективности применяемой системы работы группы «Поиск» свидетельствуют результаты, которых достигли школьники: - Юные туристы участвовали в 9 многодневных походах и экскурсии. - Принимали участие в 4 туристических слетах в Республике Марий Эл. - Команда кружка « Поиск» и ВСК « Патриот» стала призёром республиканского туристического слёта полевого лагеря. - По итогам республиканских научно-практических конференций 8 работ кружковцев были опубликованы в научных тематических сборниках. 4 поисковики участвовали на Всероссийских конкурсах «Дорога к Обелиску» Григорьев Сергей стал дипломантом, 2 поисковики участвовали в конкурсе «Поиски. Находки. Открытия» , 3 поисковика приняли участие в всероссийском конкурсе им.Иконникова Б.М. - Актив кружка регулярно участвует в районных и республиканских конференциях, слётах; - На базе школьного музея ежегодно проводятся выставки и конференция по краеведению. Опыт поисковой работы отражены в сборнике 11 научно- практической конференций РМЭ 4 публикаций. Отдельные статьи печатаются в районной периодической изданий «Морко мланде». Исторический музей зал Боевой Славы стал Лауреатом республиканского конкурса «Лучший музей». Результаты внеклассной деятельности многократно освещались по республиканскому радио, телевидению, а также размещены в Интернете на сайте музея hht|| morkimbs.ucoz.site Вывод. Реализация исследовательской деятельности по заданной теме приводит к реализации следующим результатам: *позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленной поисково-исследовательской работе; * способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала; * помогает школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. * формирует уважительное отношение к истории своего Отечества, что способствует воспитанию чувства патриотизма. * помогает старшеклассникам определиться с профессиональным выбором; | |
Просмотров: 474 | |
Всего комментариев: 0 | |