Главная » Статьи » Мои статьи

Программа "Я - Патриот"

 

Программа военно– патриотического воспитания «Я – патриот»

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Я - Патриот!» разработана на основе главных положений и разделов государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы», с учетом приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся; концептуальных оснований патриотического воспитания; целевых программ развития образования « Молодежь России», «Дети России». Патриотизм - это любовь к Родине. Готовность к защите Отечества - святое чувство, свойственное всем поколениям нашего народа. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присуща всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития. Он проявляется в активно-деятельной самореализации человека на благо Отечества.

Истинный патриотизм - высший гражданский долг каждого. Основными целями и задачами военно-патриотического воспитания являются развитие у юношей гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование качества защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужества, высокой.Сегодня не только дети, но и многие подростки и даже взрослые не знают героев и их подвиги; не ориентируются во многих исторических событиях и не умеют найти логическую взаимосвязь между ними; не имеют понятия, что такое «город-герой», не знают имен прославленных полководцев и особенно тех, кому мы обязаны Великой Победой. Сам факт не знания истории своего народа, своей страны указывает на то, что проблемы гражданского и патриотического воспитания лежат, прежде всего, в плоскости образования детей и подростков, развития их культурного уровня. Поэтому стратегической целью государственной политики на этом направлении является - модернизация образования и его инновационное развитие, что должно привести к формированию системы « эффективное образование - человек культуры, гражданин, патриот - солидарное общество - сильное государство».

Таким образом, актуальность данной программы отвечает целям и задачам общества и государства по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Дополнительная общеобразовательная программа «Я - Патриот!» представляет собой систему отношений учащихся («Я - отношений») к:

- истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;

- национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.;

- стране на карте мира: ее природе, месту собственного жительства, «малой Родине»;

- государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять, защищать его мощь, независимость; ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.

Программа военно-патриотического направления « Я - Патриот!» - это комплексная система, включающая в себя множество направлений и сфер деятельности, согласно которых, формируются и направления работы по развитию патриотизма у воспитанников школы:

  • Военно-патриотическое:

Направлено на формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Формирование потребности в ведении здорового образа жизни, укрепления здоровья, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений. Развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность и т.д.) Таким образом, программа « Я - Патриот!» представляет собой единство духовности, гражданственности и социальной активности личности учащихся, осознающих свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Программа реализуется в образовательных объединениях (клубах) за счет обмена между субъектами информацией, культурными представлениями, развернутой познавательной и проектной деятельности, социально-ролевых и военизированных игр.

- героико-патриотичекое, служит сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к военной профессии.

- гражданско-патриотическое, связано с формированием гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной. Формирование в личности учащегося тех черт, которые позволят ему быть полноценным участником общественной жизни.

- духовно-нравственное, осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности, привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

  • Краеведческое.

Направлено на изучение истории, природы, культуры страны, своей местности. Образовательные объединения формируются из учащихся 8-11 классов (14-17 лет) школы. Количественный состав образовательного объединения 12 человек, согласно Уставу школы и в соответствии с нормами и требованиями СаНПиН.

Основные принципы построения образовательной деятельности:

  • Целеустремленности и общественной направленности;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Воспитание в коллективе (группе) и через коллектив. В этом смысле клуб - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Цель программы:

  • Создание образовательного пространства, объединяющего процессы воспитания патриотических качеств у подростков и юношей, формирования у них духовно-нравственных ценностей, и их интеллектуального, культурного развития.
  • Задачи:

Обеспечение единства социализации, воспитания патриотических качеств, интеллектуального и культурного развития личности с учетом задатков и задатков, интересов и потребностей учащихся.

1. Стимулирование социальной активности личности через включенность в социальную деятельность (соревнования, состязания, турниры, игры и т.д.) и освоения социальных моделей поведения и конструктивной коммуникации;

2.Формирование у учащихся гражданского сознания и состояния готовности к военной службе как особому виду государственной службы, через реконструкцию исторических образов и образцов патриотического поведения и отношения, изучение основополагающих правовых актов;

3.Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел, проектной и исследовательской деятельности;

4.Формирование основ здорового образа жизни.

Формы и методы работы .

1. «Уроки мужества»

  • наиболее распространенных и действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают у р о к и мужества, где учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. Воспитанники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий - фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей.

Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

В процессе поисковой работы, предшествующей урокам мужества, у воспитанников вырабатывается стремление к овладению рациональными приемами и способами самостоятельного познания.

В результате поисковой работы :

  • обогащается опыт сбора воспоминаний, документов;
  • развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками;
  • появляется умение наблюдать и анализировать свои наблюдения.

Уроки мужества способствуют формированию ценной для общества предметной направленности мотивов познания, полученные знания обогащают ведущие свойства в личности подростков, способствуют развитию ее разносторонности, гармоничности, целостности.

2. Тематические вечера.

Тематические вечера посвящаются знаменательным датам и героическим событиям из истории нашей Родины, Вооруженных сил России, боевым и трудовым традициям российского народа, жизни замечательных людей, вопросам подготовки молодежи к защите родины и мира, они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Отечества и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией отдыха учащихся (исполнение песен, популярных в молодежной среде; проведение конкурсов на патриотическую тематику; просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, произведений литературы, живописи и др.).

3. Лекции.

В отличие от других форм и методов, лекция дает возможность полно и разносторонне, на богатом фактическом материале, выразить свое отношение, осветить любой аспект патриотической деятельности российского человека и, в частности, учащегося. В основе лекции лежат принципы обучения и теория воспитания, задачи изучения данного предмета. Связующим звеном между ними является принцип воспитывающего обучения.

Лекция - важнейший метод учебно-воспитательной работы, обеспечивающий воздействие на сознание учащихся, эффективный способ передачи большого объема информации. Это синтез разнообразной информации: теоретических позиций, фактов, их осмысления и оценки, столкновение мнений, истории вопроса, нерешенных проблем и т.д. Различают три типа:

  • информационные - углубляющие знания по вопросам войны и мира;
  • практические - формирующие опыт действий, поведения в условиях, требующих патриотической активности;
  • духовно-ценностные - стимулирующие оценочное отношение учащихся к политике России, ее месту в глобальном мировом порядке, обеспечению безопасности страны.

Лекции направлены на расширение знаний, практических умений, формирование духовно-ценностных стимулов развития патриотического сознания личности воспитанников: чувств, эмоций, убеждений.

4. Проекты.

Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной и инициативной позиции учащихся в учении и воспитании. В процессе проектной деятельности формируется не просто умении, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности воспитанников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы, где обязательными условиями являются:

  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Участие в проектной деятельности нацелено на главный результат - приобретение учащимися действенных патриотических убеждений и опыта патриотической деятельности.

  • Викторины, мероприятия и праздники, посвященные памятным датам и героям России.

Результаты реализации программы

Результатом реализации программы будет:

- сформированное у учащихся чувства ответственности за свое будущее, будущее своей семьи и близких;

- выработка устойчивого интереса к своему здоровью, физическому развитию активному образу жизни;

- расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей;

- формирование нравственного качества - уважения истории и культуры своей страны, края, города и народа, любви к родному городу и краю и Родины, бережное отношение к природным объектам, культурным и историческим памятникам, поддержка городской культуры и традиций;

Категория: Мои статьи | Добавил: morkish6 (11.03.2018)
Просмотров: 112 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar