10:08 Идея воспитания патриотизма и гражданственности | |
Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е. под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи (равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании, преступности, проституции). Проявляется устойчивое падение престижа военной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном. Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание. Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.” В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины. Главная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Моркинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются следующие направления Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев. Культурно-массовая работа прививает художественный вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру). Спортивно-туристическое воспитывает потребность в изучении истории родного края, села, района, области («100 классных проектов»), в изучении шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитывает грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных, возрождает и развивает народные спортивные игры, воспитывает здоровое спортивное соперничество между детьми и коллективами. Военно-патриотическое направление предусматривает воспитание любви и уважения к людям старшего поколения, участникам ВОв, локальных конфликтов, интереса к историческому прошлому нашей Родины, чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества. В связи с этим на МО заместителей директоров по ВР был разработан план военно-патриотического воспитания в МОУ «Моркинская средняя» общеобразовательная школа №6» на 2016 – 2020 уч.год в 2017 году образовательными учреждениями была проведена большая работа по подготовке и проведению Дня Победы: • Акция «Памятник» (уборка территории памятников Победы); • Акция «Весенняя неделя добра» (помощь ветеранам, инвалидам ВОВ, труженикам тыла в уборке квартир, дворов, огородов); • Акция «Аллея памяти» (Посадка саженцев при участии выпускников школ и ветеранов ВОВ); • «Уроки мужества» – классные часы с приглашением ветеранов, инвалидов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн; беседы о ВОВ; • Выпуск газет, «боевых листков, посвященных Дню победы; • Выставка рисунков по ВОВ; • Проведение выставок и обзоров книг по военной тематике; • Поздравление открытками и поделками ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн с Днем победы; • Праздничные концерты (совместно с учреждениями культуры), посвященные Дню победы; • Митинг, посвященные Дню победы; • Вахта памяти; • Поисковая работа: выпуск альбомов «Герои моего села», «Труженики тыла» и др. по итогам поисковой работы за год; • Военно-спортивная игра «Зарница»; Районные мероприятия • Торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. Чествование ветеранов ВОВ, тружеников тыла; • Конкурс чтецов «Этих строк не смолкнет слава…»; • Конкурс письменных работ (эссе, рефераты, сочинения, творческие проекты, стихи) «Во славу великой Победы»; • Конкурс «Я и музыка»: номинация «Песни о ВОВ» среди уч-ся 4;7 кл.; • Фестиваль «Радуга талантов»; • Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир глазами детей»; • Традиционная легкоатлетическая эстафета «Кубок Победы», в зачет летней спартакиады школьников; • Традиционный турнир по мини-футболу «День Победы»; • Музыкальные программы, концерты «Песни Родины моей»; • Викторина «Знаешь ли ты символику России?»; • Конкурс чтецов «Стихи России»; • Кинолектории, беседы «Россия – Родина моя»; • Конкурс рисунков «Мой край родной», «Моя родина – Россия». Координацию деятельности по реализации мероприятий патриотической направленности осуществляет методобъединение заместителей директоров по воспитательной работе через классных руководителей, учителей-предметников, ученическое самоуправление, ДЮСШ, музеи, командование воинской части, учреждения дополнительного образования, родителей, т.к. именно семья является первой ступенькой формирования патриотизма. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». Патриотическое воспитание – сложный процесс, который со временем поможет: • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; • раскрыть понимание истинного патриотизма; • избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма; • повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; • сформировать стойкую патриотическую позицию; • повысить потребность в духовном обогащении; • воспитать уважение к труду, человеку труда. Наш клуб «Патриот» является детской общественной организацией , который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения. | |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |