Главная » 2018 » Март » 10 » Идея воспитания патриотизма и гражданственности
10:08
Идея воспитания патриотизма и гражданственности
Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е. под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи (равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании, преступности, проституции). Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном. Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.”
В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Главная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Моркинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются следующие направления
Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев.
Культурно-массовая работа прививает художественный вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру).
Спортивно-туристическое воспитывает потребность в изучении истории родного края, села, района, области («100 классных проектов»), в изучении шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитывает грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных, возрождает и развивает народные спортивные игры, воспитывает здоровое спортивное соперничество между детьми и коллективами.
Военно-патриотическое направление предусматривает воспитание любви и уважения к людям старшего поколения, участникам ВОв, локальных конфликтов, интереса к историческому прошлому нашей Родины, чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества. В связи с этим на МО заместителей директоров по ВР был разработан план военно-патриотического воспитания в МОУ «Моркинская средняя» общеобразовательная школа №6» на 2016 – 2020 уч.год в 2017 году образовательными учреждениями была проведена большая работа по подготовке и проведению Дня Победы:
• Акция «Памятник» (уборка территории памятников Победы);
• Акция «Весенняя неделя добра» (помощь ветеранам, инвалидам ВОВ, труженикам тыла в уборке квартир, дворов, огородов);
• Акция «Аллея памяти» (Посадка саженцев при участии выпускников школ и ветеранов ВОВ);
• «Уроки мужества» – классные часы с приглашением ветеранов, инвалидов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн; беседы о ВОВ;
• Выпуск газет, «боевых листков, посвященных Дню победы;
• Выставка рисунков по ВОВ;
• Проведение выставок и обзоров книг по военной тематике;
• Поздравление открытками и поделками ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн с Днем победы;
• Праздничные концерты (совместно с учреждениями культуры), посвященные Дню победы;
• Митинг, посвященные Дню победы;
• Вахта памяти;
• Поисковая работа: выпуск альбомов «Герои моего села», «Труженики тыла» и др. по итогам поисковой работы за год;
• Военно-спортивная игра «Зарница»;
Районные мероприятия
• Торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. Чествование ветеранов ВОВ, тружеников тыла;
• Конкурс чтецов «Этих строк не смолкнет слава…»;
• Конкурс письменных работ (эссе, рефераты, сочинения, творческие проекты, стихи) «Во славу великой Победы»;
• Конкурс «Я и музыка»: номинация «Песни о ВОВ» среди уч-ся 4;7 кл.;
• Фестиваль «Радуга талантов»;
• Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир глазами детей»;
• Традиционная легкоатлетическая эстафета «Кубок Победы», в зачет летней спартакиады школьников;
• Традиционный турнир по мини-футболу «День Победы»;
• Музыкальные программы, концерты «Песни Родины моей»;
• Викторина «Знаешь ли ты символику России?»;
• Конкурс чтецов «Стихи России»;
• Кинолектории, беседы «Россия – Родина моя»;
• Конкурс рисунков «Мой край родной», «Моя родина – Россия».
Координацию деятельности по реализации мероприятий патриотической направленности осуществляет методобъединение заместителей директоров по воспитательной работе через классных руководителей, учителей-предметников, ученическое самоуправление, ДЮСШ, музеи, командование воинской части, учреждения дополнительного образования, родителей, т.к. именно семья является первой ступенькой формирования патриотизма.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Патриотическое воспитание – сложный процесс, который со временем поможет:
• повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
• раскрыть понимание истинного патриотизма;
• избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
• повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации;
• сформировать стойкую патриотическую позицию;
• повысить потребность в духовном обогащении;
• воспитать уважение к труду, человеку труда.
Наш клуб «Патриот» является детской общественной организацией , который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.
Просмотров: 130 | Добавил: Черемис | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 morkish6 • 20:06, 12.03.2018
Традиции патриотизма в России
Юнармия возникла не на пустом месте. Воспитание патриотических чувств длительное время в России было возложено на духовенство. Занималась этим система образования в царской России. Большими патриотами было абсолютное большинство представителей культуры, интеллигенции и аристократов. Предательство родины считалось потерей чести и достоинства человека.
Советский период времени в истории государства связан с воспитанием патриотизма на основе коммунистической идеологии. В 90-х годах прошлого столетия чувство государственного патриотизма вошло в глубокий конфликт с идеалами либерализма. Любовь к родине сменилась презрением к её истории, неуважением к институтам власти, прививанию народу мысли о свой второсортности и ничтожности.
Современный этап возрождения патриотизма — это попытка сбора всех духовный скрепов, воспитание уважительного отношения к исторической памяти и умения служить своему отечеству во благо его процветания и благополучия народа, населяющего страну.
avatar
0
2 morkish6 • 20:07, 12.03.2018
Чем может быть полезен опыт пионерии Юнармии
По мнению тех, кто оценивает Юнармию со стороны, она больше похожа на организацию скаутов, чем пионеров. Историю первых в стране мало кто помнит и знает, а вот бывших пионеров в государстве еще достаточно много для того, чтобы возродить лучшие традиции былого. Одни из них - военно-спортивная игра «Зарница» и сдача норм ГТО. Эти мероприятия с нетерпением ждали каждый год ученики всех школ страны. К ними готовились.
В стенах ДОСААФ проводились занятия в кружках моделирования, парашютного спорта, стрельбы, по обучению вождению тракторами и автомобилями. Стены Домов Пионеров принимали детей всех возрастов для занятия творчеством, шахматами и шашками.
В рамках пионерии были различные движения. Одно из них - «Тимуровское». Свое название оно получило от имени одного из героев повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Задача этого движения состояла в том, чтобы помогать слабым и беспомощным. В наши дни нечто подобное называется волонтерским движение.
avatar
0
3 morkish6 • 20:08, 12.03.2018
Основной задачей создаваемой организации станет военно-патриотическое воспитание подростков. Создание Юнармии вызвало бурю эмоций со стороны определенной части либеральной общественности, которая усмотрела в этом личное желание Путина поставить в стране под ружье даже детей. Тот, кто застал в своей жизни пионерию и ДОСААФ, отлично помнит о том, что в этих организациях было очень много положительного, незаслуженно забытого и утраченного.
Привычка, прививающаяся в последнее время российским гражданам, плевать в прошлое своей страны и собственным предкам не принимается большинством населения на генетическом уровне. Не уважать свое государство сегодня модно в среде тех, кто никогда в России особо не бедствовал и не страдал. Их неумению ценить и уважать землю, на которой они родились сегодня противопоставляется патриотизм. Чего же так бояться антипатриоты?
Министерство обороны России в лице Сергея Шойгу заявило о своем желании пробудить в сердцах подростков чувства любви к своей родине, отечественной истории со всеми её славными и черными страницами. Вместо бессмысленно и бесцельно прожигаемых дней жизни, шатания по подворотням, алкоголя и наркотиков министр обороны предлагает здоровый образ жизни, занятия спортом, популяризацией истории страны, очистки её страниц от шельмования и лжи, воспитание уважения к старшему поколению — всему тому, что было присуще российскому народу на протяжении всей его тысячелетней истории. Вот такие здоровые цели ставит перед собой Юнармия.
В планах организация несение патриотами вахт памяти, организация спортивных мероприятий, летних детских лагерей отдыха, налаживание работы различных кружков, проведение встреч, фестивалей — всего того, что объединяет и сплачивает людей, учит их уважать друг друга, свою страну и народ, населяющий её.
Индивидуализм, прививаемый россиянам в последнее время, заменяется на развитие индивидуальных способностей человека в коллективе. Разобщенность народа приводила уже приводило страну к бедам. Триста лет терпела Русь монголо-татарское иго, пока не осознало силу объединения. Понимание того, что каждый отдельный прутик сломать проще, чем их связку, должно найти свое место в памяти каждого патриота страны.
avatar