Главная » 2019 » Март » 22 » Размышления о главном
00:08
Размышления о главном

  РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ 
     Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете ?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем» Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Мне нравится быть среди детей. Быть учителем я не собирался. Я очень любил историю и хотел заниматься военным делом. Если бы меня назначили руководителем музея, то  я  вдвойне был полезен для школы. К сожалению таких ставок в школе нет, поэтому в течение 15 лет музейный доброволец. Сегодня особое значение приобретает школьный музей в патриотическом воспитании школьников. 
       На вопрос «Чему служит ваше участие в работе школьного музея?» 95% опрошенных школьников ответили, что работа в активе музея воспитывает в них чувство патриотизма и гражданственности; 82% указали, что работа в школьном музее помогает расширить знания по истории Родины; 84% считают, что работа в музее способствует повышению общей эрудиции; 51% отметили, что эта работа развивает их интерес к исследовательской деятельности; 53% считают, что она развивает навыки общения; 49% убеждены, что работа в музее помогает формированию духовно-нравственных ценностей. 
      В качестве новых экспозиций музея школьники хотели бы видеть макеты вооружений, диорамы исторических сражений, форму различных родов войск, экспозиции, посвященные современным героям России.  Активисты ответили на вопрос другой анкеты - «Я и совет музея...». Опрос выявил недостаточную активность школьников при работе в музее  школы: личную инициативу проявляют около 69% школьников, 25% опрошенных признались в том, что проявляют ее редко, в то же время ребята хотели бы активно участвовать в жизни школы и общества. Ребята хотели бы внести изменения в окружающую их жизнь посредством участия в совете музея, но пока не имеют необходимых для этого знаний и возможностей. 55% считают, что посредством участия в работе совета музея они уже оказывают влияние на изменение мира вокруг себя. Лишь 5% опрошенных детей считают, что их работа в совете музея не оказывает никакого воздействия на окружающую действительность. 
                                                      Мнения по поводу 
      Музей - место объединения единомышленников. Я увлекаюсь информационными технологиями. Создаем   виртуальный музей. Я создал музей, в котором можно не только слушать и смотреть, но и самому трогать, работать, включать. Поменял принцип работы музея, главный «Сам себе экскурсовод». Посетителю ставим задачу и маршрут, он сам в музее ищет информацию на определенную и в результате составляет исследовательскую работу. Много разных задумок наталкивается на нехватку времени, занятость музея под уроки: сначала учеба - потом музей, значит, надо, чтобы музей был на уроках. За время работы школьного музея мы побывали в некоторых других музеях района. Уже 15 лет на добровольческой основе возглавляю школьный музей имени П.И. Курсова.
      Сейчас я уже ясно и чётко могу сформулировать ответ на вопрос, в чем успех патриотического воспитания молодого поколения. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.  Я – профессионал с большим опытом работы. Я – учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от нас учителей, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. 
        Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – школа.    И я тороплюсь. Смотрю на мир широко раскрытыми глазами. Хочу быть искренней, искренней с собой, друзьями. Хочу быть отзывчивым, чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у Бога здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрал сегодня, их надо много. 
       Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарен им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменился сам.
       Вот уже 49 год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
       В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоил не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
        Приходя на урок и дополнительные занятия, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.
        Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека.
         Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип моей педагогической деятельности.
          Все когда-нибудь наблюдали за работой дирижера. Вспомните, как плавно и грациозно разрезает он воздух своей палочкой, заставляя весь оркестр повиноваться ее движению. Так и хочется войти в шумный класс, взмахнуть так же рукой - и вдруг все замолчат, сосредоточатся, будут внимать только вам, учителю... Но это дети, маленькие непоседы, и, в отличие от взрослых музыкантов, они не выдержат и одного акта, сорвутся, и концерт не удастся. Как же стать таким дирижером, чтобы каждый ученик “запел” свою индивидуальную партию в унисон? Для этого нужно потрудиться. Все дети разные. Одни - копии своих родителей, другие - “себе на уме”, третьи - тихони, а четвертые... Дети, которые приходят в школу, хотят быть принятыми, жаждут успеха, интересной и веселой жизни. 
         Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика и вижу свою роль.  Роль руководителя педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Каждый педагог огорчается, видя на занятий скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смог их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.
        Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание. 
        Седьмой принцип – принцип сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.
        Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
                 И снова звенит звонок - урок окончен… Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
         Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе?
         Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
       дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
     вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
     воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
    стать им другом, раскрыть богатство их душ.
        Я понимаю и принимаю это.
      Таковы мои педагогические аксиомы. Может они очень просты? Но что я твердо усвоил за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
         И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрал эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость». 
        А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. 

Просмотров: 119 | Добавил: morkish6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar